- Главная
- -
- Наши новости
- -
- Специалисты НРС
Специалисты НРС
Новые поправки в Градостроительный кодекс создадут механизм выявления ГИП и ГАП, недостаточно квалифицированно исполняющих свои обязанности при проектировании, строительстве и реконструкции объектов по госзаказу.
Усиление персональной ответственности ГИП и ГАП началось в 2017 году с формирования национальных реестров специалистов по организации изысканий, подготовки проектной документации и организации строительства и закрепления их должностных обязанностей в статье 55.5-1 Градостроительного кодекса Российской Федерации. За прошедшие семь лет были разработаны соответствующие квалификационные требования, а законодатели постепенно расширяли обязанности ГИП и ГАП. И, похоже, приходит время, когда за их исполнение начнут строго спрашивать.
В ноябре 2024 года на рассмотрение Государственной думы поступил законопроект № 779131-8 «О внесении изменений в Градостроительный кодекс», который предполагает существенное усиление контроля за результатами деятельности специалистов НРС. Авторы законопроекта предлагают обязать органы исполнительной власти и/или организации, проводивших экспертизу проектной документации и результатов инженерных изысканий, сообщать в национальные объединения СРО (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) причины отрицательного заключения экспертизы, с обязательным указанием специалистов НРС, ответственных за подготовку этой проектной документации и/или производивших инженерные изыскания.
Отметим, что практика таких уведомлений уже отработана в рамках взаимодействия ФАУ Главгосэкспертиза России и комиссии НОПРИЗ по рассмотрению обращений, заявлений и жалоб о неисполнении должностных обязанностей инженерами, сведения о которых включены в НРС. В случае, если нарушения в профессиональной деятельности ГИП находят свое подтверждение, сведения о нем исключают из НРС и специалист лишается права руководить подготовкой проектной документации на два года.
Похожее информационное взаимодействие (правда, пока без настолько жёстких последствий) осуществляет департамент градостроительной политики Москвы со столичными СРО изыскателей и проектировщиков. Информация о несоответствии обязательным требованиям проектной документации, подготовленной членом СРО и заверенной включенным в НРС специалистом, регулярно направляется в НОПРИЗ и в саморегулируемые организации Москвы и учитывается при организации и проведении проверок.
Однако, если сейчас такое взаимодействие между органами власти и СРО осуществляется в инициативном порядке, то согласно законопроекту № 779131-8, с 1 сентября 2025 года может стать обязательным.
Кроме того, с той же даты дополнительные основания для исключения из НРС специалистов из НРС могут появиться и у Национального объединения строителей (НОСТРОЙ). Так как упомянутый законопроект также предполагает появление у органов государственного строительного надзора обязанности сообщать в национальное объединение строительных СРО об основаниях отказа в выдаче заключения о соответствии обязательным требованиям построенного или реконструированного ОКС, с указанием сведений об специалистах НРС, ответственных за организацию их строительства или реконструкции.
Для ГИП и ГАП, отвечающих за реализацию проектов федерального уровня, будет предусмотрена процедура профилактики нарушений. Так в целях предупреждения нарушений физическим лицом, сведения о котором включены в НРС, установленных обязательных требований, Минстрой России сможет направлять в Совет национального объединения саморегулируемых организаций соответствующего вида обязательное к исполнению уведомление о недопустимости соответствующего нарушения. В свою очередь, Совет НОСТРОЙ и/или НОПРИЗ будет уведомлять федеральный орган исполнительной власти о принятых мерах в предусмотренный в уведомлении ведомства срок.
В отличие от предыдущих законодательных инициатив, теперь в статье 55.5-1 планируют закрепить на уровне кодекса права ГИП и ГАП. Для начала ввести пункт такого содержания:
«15. В случае прекращения трудовых отношений физического лица, указанного в части 1 или 2 статьи Кодекса, с членом саморегулируемой организации, такое физическое лицо вправе уведомить об этом Национальное объединение саморегулируемых организаций с приложением подтверждающих документов в течение 10 дней со дня прекращения таких трудовых отношений.
Относительно мягкой остается позиция законодателя в отношении интеграции сведений Единого реестра сведений о членах СРО и их обязательствах и Национальных реестров специалистов. Судя по законопроекту, пока сверку и актуализацию сведений о том, как связан тот или иной специалист НРС с тем или иным членом СРО, планируют на уровне взаимодействия саморегулируемых организаций и нацобъединений. При этом планируется существенное ужесточение регулирования такого взаимодействия и введение ответственности СРО за непредоставление сведений. Соответствующий законопроект – спутник с поправками в Кодекс об административных правонарушениях, по сведениям депутата Государственной думы Сергея Пахомова, уже направлен на согласование в Аппарат Правительства.
Однако сам по себе вопрос о перспективах интеграции НРС и Единых реестров членов СРО законодатель оставляет открытым – согласно предложенным поправкам, Правительство получит право устанавливать «дополнительные требования к составу сведений, включаемых в реестр членов саморегулируемой организации».
Напомним, что по предложению профильного комитета, очередные поправки в Градкодекс включены в примерную программу весенней сессии Государственной думы. Нижняя палата парламента планирует их рассмотреть в январе 2025 года.
Усиление роли главных инженеров проектов – ГИП и ГАП, сведения о которых включены в национальные реестры специалистов (НРС НОСТРОЙ и НРС НОПРИЗ), в принятии ключевых решений при реализации проектов строительства ОКС предусмотрено Стратегией развития строительной отрасли на период до 2030 года с прогнозом до 2036 года.
14.01.2025 13:59